Волховская Русь (VIII-IX вв.) | 08-05-2024 |
Волховская Русь (VIII-IX вв.) Оружие
Единственный меч достоверно этого типа найден у дер. Бор на р. Оять и, вероятно, попал сюда не позлее сер. IX в., так как в Приладожской курганной культуре (далее ПКК), возникающей в последней трети IX в., такие мечи не встречаются. В сопках Поволховья оружие ближнего боя отсутствует, на зато в слоях Земляного городища Ладоги втор. пол. VIII—перв. пол. IX вв. встречены деревянные копии мечей, некоторые из коих уверенно определяются как копии мечей типа В. Меч из некрополя у пос. Новосёлки в междуречье Зап. Двины и Днепра отличается от классического типа В и оказался в погребении в конце IX в. Таким образом, распространение мечей типа В показывает, что именно через Поволховье и Приладожье эти мечи экспортировались русами на юго-восток.
Свидетельства источников IX в., которые при сопоставлении их с данными археологии указывают на По-волховье как базовую территорию руси перв. пол. IX в. и на Ладогу как ее центр, подтверждаются данными «саг о древних временах», которые сохранили память о ситуации, когда главной резиденцией конунга в Gardar/Gar-dariki была Aldeigja/Aldeiqjuborg (Ладога), a Nogardar/Holmgardaborg (Новгород, т. е. Рюриково городище) если и упоминается, то в конце саги и как более поздний центр.
В сообщении Вертинских анналов обращает на себя
внимание трогательная забота византийского императора
Феофила о благополучном возвращении на родину послов
народа Rhos, которых он резко отличает от других «вар-
варских..., ужаснейших, отличавшихся безмерной дикостью» народов. Сопоставление этого сообщения с синхронным свидетельством Ибн Хордадбеха о том, что русы в
Багдаде «выдают себя за христиан» и с рассказом Vita
Ansgarii о посольстве свеев к кесарю Хлодвигу в 829 г.
с просьбой прислать к ним христианских миссионеров
(за чем и последовала поездка св. Ансгара) позволяет
предположить, что росы в 838—39 гг. в Константинополе в той или другой форме также обнаружили свой
интерес к христианской вере. Древнейшими предметами
на территории Руси, связанными с христианской культовой практикой, являются фризские кувшины из могильника
Плакун около Ладоги, попавшие в погребения, видимо,
уже в середине третьей четверти IX в.