Интересное:

К вопросу о взаимосвязи фресок Готланда и Древней Руси

16-12-2016

Исторические условия жизни Новгорода и его всесторонних связей с Готландом в XII в. не противоречат мнениям о возможном участии в украшении шведских храмов русских художников. Об этом говорят и единые стилистические корни фресок Готланда и Новгородской земли.

Однако, ряд признаков декорации росписей Готланда, типы персонажей и приемы письма скорее говорят о более широкой сфере влияния на них искусства византийского мира. В свою очередь, и фрески Новгородской земли, как показали последние исследования, на протяжении всего столетия испытывали воздействие художественных течений восточных и западных районов Византии.

Сравнительная характеристика фресок церквей в Гарда и Каллюнге не оставляет сомнений как в единовременном создании, так и в работе здесь одной артели или в участии одних и тех же мастеров. Лучшей сохранности фрагменты стенописи церкви в Гарда обнаруживают черты стилистики, характерные для второй четверти XII в. Здесь, в частности, привлекает внимание неизвестная по новгородским памятникам особая изысканность в системе декорации интерьера. Обращает на себя внимание оформ-ление порталов прямоугольными рамками с полукружиями орнаментальной полосы и с медальонами на голубом фоне по углам обрамления. Раппорты стилизованного растительного побега сопровождаются в росписи крупными и свободными по ритмике стеблями и розетками цветков, типичных для византийской миниатюры.

К XI—нач. XII вв. восходит традиция имитации мраморных панелей в вариациях стенописей Готланда (как разнообразием мотивов, так и их спецификой). Примечателен прием оформления отдельных сцен и орнаментальных композиций трехполосными отгранками. На романские истоки стиля указывают особенности типов личин персонажей с прямым очертанием носа и правильным овалом головы, а также, к примеру, и такие детали, как мотив меандра на щите св.

12

Смотрите также:
 Дворянские гнезда в Приладожье
 Заметки о Ладожских древностях
 Исследования С.Н.Орлова в урочище Сопки
 Военная история Старой Ладоги в XIV-XVII вв.
 Ладожские «Большие дома» и приладожские «Дома мертвых»

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: